ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заключение
Комитета по бюджету и налогам по проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (в части предложений по формированию рынка доступного жилья), вносят депутаты Государственной Думы Б.В.Грызлов, Г.В.Боос, В.Н.Богомолов, Е.И.Богомольный, Ю.Н.Волков, В.В.Володин, И.Н.Габдрахманов, В.Г.Драганов, В.М.Зубов, П.В.Крашенинников, Г.В.Кулик, В.А.Пехтин, В.С.Плескачевский, А.А.Тягунов, Г.П.Хованская, А.Н.Чилингаров, П.Б.Шелищ, первое чтение


Рассмотрев проект федерального закона № 517633-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить местный налог на недвижимость жилого назначения. Налог вводится для юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей, находящихся в собственности физических лиц, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений собственников жилья, а также земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства.
Предполагается, что местный налог на недвижимость заменит для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов.
Установление местного налога на недвижимость и определение его основных элементов путем принятия соответствующей главы Налогового кодекса обеспечит, по мнению авторов законопроекта, реализацию реформы налогообложения недвижимости в масштабах Российской Федерации путем постепенного, по мере готовности, его введения решениями представительных органов местного самоуправления в период до 1 января 2007 г.
По мнению авторов законопроекта необходимые для введения налога на недвижимость создание единого кадастра недвижимости, а также оценка налоговой базы на основе рыночной стоимости объектов, обеспечат прозрачность и возможность управления развитием недвижимости в жилищной сфере со стороны органов местного самоуправления.
В качестве объекта налогообложения законопроектом определяется недвижимость жилого назначения (дома, квартиры и другие жилые помещения, дачи) и гаражи, а также земельные участки, на которых расположены данные объекты или которые предоставлены для их строительства. Плательщиками налога признаются физические и юридические лица, являющиеся собственниками недвижимого имущества.
Налоговая база устанавливается на основе оценки стоимости недвижимости для целей налогообложения с использованием понижающего коэффициента 0,8. С учетом социальной значимости жилья законопроектом устанавливается размер налогового вычета для налогоплательщиков - физических лиц, являющихся собственниками жилья. Размер налогового вычета определяется исходя из необлагаемой нормы и количества членов семьи, проживающих совместно с налогоплательщиком. Законопроектом устанавливается минимальная не облагаемая налогом норма в размере средней в данном муниципальном образовании стоимости 5 квадратных метров общей площади жилья, которая может быть увеличена решением органов местного самоуправления. Налоговый вычет предлагается применять при исчислении налоговой базы объекта жилищного фонда, находящегося по месту жительства физического лица - налогоплательщика. Законопроектом предусмотрено, что ставка налога устанавливается представительными органами местного самоуправления в пределах от 0,1 до 1%, единая в пределах данной территории для физических и юридических лиц.
Оценивая в целом позитивно предложение авторов законопроекта об установлении местного налога на недвижимость, Комитет считает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
В ноябре 2003 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 364858-3 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации.
Указанный законопроект направлен на обеспечение реализации реформы федеративных отношений и местного самоуправления в части разграничения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы и полномочий органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления по установлению налогов и сборов.
В рамках указанного законопроекта в соответствии с концепцией реформирования местного самоуправления, принятой Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предлагается новая редакция статьи 12 Кодекса «Виды налогов и сборов в Российской Федерации», которая, в том числе, дифференцирует компетенцию и полномочия представительных органов местного самоуправления поселений, городских округов (муниципальных районов) и представительных органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) по установлению налогов и сборов, при этом законопроект не содержит предложения об установлении на местном уровне налога на недвижимость.
Таким образом, рассматриваемый законопроект подлежит согласованию с ранее принятыми решениями в части закрепления за уровнями бюджетной системы конкретных видов налогов.
Комитет считает необходимым ко второму чтению уточнить элементы налогообложения по налогу на недвижимость, в частности, объект налогообложения, налоговую базу и принципы формирования методики оценки объектов недвижимости для целей налогообложения. При этом необходимо уточнить правовой статус методических рекомендаций по оценке рыночной стоимости недвижимости. В случае, если рассматриваемая методика будет приведена непосредственно в главе «Местный налог на недвижимость» в качестве инструмента формирования налоговой базы, потребуется внесение соответствующих изменений в понятийный аппарат законодательства о налогах и сборах, в частности, в статью 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению Комитета, реализация предложений, содержащихся в рассматриваемом законопроекте, потребует также внесения изменений в главу 30 «Налог на имущество организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку предполагается, что местный налог на недвижимость заменит для соответствующих плательщиков, в том числе, налог на имущество организаций.
С учетом изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» в первом чтении и доработать его ко второму чтению с учетом замечаний, содержащихся в настоящем заключении.


Председатель Комитета Ю.В.Васильев

Документ разместил(а) в базе: Гречко Владимир Витальевич 06/08/2004 в 02:42 PM