Вносится Депутатами
Государственной Думы
Российской Федерации
Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Статья 1. Внести в Федеральный закон "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168; 2000, № 2, ст. 161; № 19, ст. 2023) следующие изменения:
1. Абзац первый пункта 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"1. Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие права и льготы:".
2. Статью 17 исключить.
Статья 2. Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № I66-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 51, ст. 4831) следующие изменения:
1. Абзац восьмой статьи 2 изложить в редакции:
"участники Великой Отечественной войны - граждане, указанные в подпункте 1 пункта 1статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Статья 3. Финансирование расходов, предусмотренных статьями 1 и 2 настоящего Федерального закона, производится из источников, за счет которых осуществляются соответствующие выплаты.
Статья 4. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.


Президент
Российской Федерации






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Предлагаемые законопроектом изменения имеют целью привести к единообразию действующие правовые нормативные акты в части прав участников Великой Отечественной войны, поименованных в п/п 1, п.1, статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.95 г. № 5-ФЗ статус участника Великой Отечественной войны первоначально установлен для 8 категорий населения страны (в первую очередь - военнослужащим). При этом были зафиксированы различные меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны в зависимости от принадлежности к составу действующей армии места прохождения ими военной службы или работы.
Объем льгот для участников войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года предусмотрен ниже чем для военнослужащих, проходивших службу в частях, отнесенных к действующей армии, или гражданских лиц, переводившихся на положение военных (статья 15 ФЗ "О ветеранах").
При этом участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания в послевоенный период, имеют права на льготы, установленные для инвалидов войны, независимо от места прохождения ими службы в период войны.
Однако пенсионное обеспечение участников войны указанных категорий сохранило существенное различие в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части права на вторую пенсию. В указанном законе понятие "участники Великой Отечественной войны" закреплено лишь за гражданами, поименованными в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах". Это не охватывает все категории лиц, имеющих статус "участник Великой Отечественной войны" согласно Федеральному закону "О ветеранах", хотя установление статуса участника войны является предметом именно этого закона.
Принятые в 2000 году законы"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " О ветеранах" от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ, "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон " О ветеранах" от 4 мая 2000 г. № 57-ФЗ и "О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации" "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 29 декабря 2000 г. № 167-ФЗ Генштава ВС РФ, а также действующие до настоящего времени подзаконные нормативные актыДиректива Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ДГШ-1 от 1 августа 1992 г.
в значительной мере расширили перечень лиц, не принимавших участия в боевых действиях либо даже не проходивших военную службу, но фактически отнесенных к участникам Великой Отечественной войны с предоставлением им полного объема мер социальной защиты, включая и пенсионное обеспечение.
Это - военнослужащие резерва офицерского состава, тыловых частей и учреждений (склады, базы, гурты скота, конные депо и т.д.) …, лица вольнонаемного состава частей за период выполнения ими задач в пределах тыловых границ общевойсковых фронтов или на удалении до 100 км от уреза воды в пределах операционной зоны действующего флота;
работники предприятий, ... наркоматов и ведомств, переведенные на положение лиц, состоящих в Красной Армии, … работники учреждений и организаций, … командированные … в действующую армию;
лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов ….;
лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады … и награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и др.
Таким образом, в настоящее время прав участников Великой Отечественной войны в полном объеме лишена только одна из девяти групп населения страны, имеющих в настоящее время этот статус. Это - участники войны из числа военнослужащих, призванных на военную службу в период Великой Отечественной войны по условиям военного времени до достижения официального призывного возраста (16 - неполных 18 лет) Историческая справка о законодательных актах СССР и Российской Федерации об учреждении статуса участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.-Институт военной истории Минобороны РФ - Москва, 20.01.94 г
Письмо Историко-архивного и военно-мемориального центра Генштава ВС РФ от 07.08.95 г. № 328/1823
Постановления Государственного Комитета обороны военных лет о призыве на военную службу, а срок прохождения службы был для них увеличен вдвое без соответствующей законодательной базы.
Следует принять во внимание, что законодательством Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга всем участникам войны предоставлены льготы согласно статье 15 (без применения статьи 17). Аналогично решена проблема и законодательством ряда стран СНГ (Республики Беларусь, Украина и Молдова и др.).
Нельзя также игнорировать мнение Российских ветеранских общественных объединений - Российского Комитета ветеранов войны и Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, настоятельно выступающих за приведение к единообразию законодательных норм, регулирующих права оставшихся в живых участников войны. Письма :
Российского Комитета ветеранов войны от 05.04.95 г №336/13; от18.09.00 г. №708/13, от 31.07.01 г.№ 536; от 16.01.02 г. № 21/13
Всероссийской общественной организации ветеранов(пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов от 27.10.00 г. № 292/25; от 18.01.02 г. № 13/25




Предлагаемый законопроект устраняет имеющиеся несоответствия в законодательстве и ликвидирует путем выравнивания прав противопоставление участников Великой Отечественной войны.
С учетом возрастной специфики категории граждан, права которой отражены в законопроекте, в случае принятия закона ввод его в действие с середины текущего года позволит избежать нарушения баланса годового бюджета всех уровней.








ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Принятие закона с июля 2002 г. не нарушает баланса бюджетов всех уровней в части выплаты пенсий и реализации льгот участников Великой Отечественной войны:
1. Законопроект касается граждан Российской Федерации старше 75 лет, численность которых имеет выраженную тенденцию к снижению.
В течение 2000 года численность участников Великой Отечественной войны уменьшилась:
- инвалидов, имеющих право на получение двух пенсий, - на 123 663 человека;
- УОВ, пользующихся правом на льготы согласно статей 14 и 15 ФЗ "О ветеранах" - - на 243 542 человека;
2.Финансовая потребность составляет:
- на выплату пенсии в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" 324 000 000 руб.
- на реализацию льгот 274 440 000 руб.
3. Обеспечение финансовой потребности на выплату пенсий и реализацию льгот со второго полугодия за счет "высвобождаемых" финансовых ресурсов составляет:
а) на выплату пенсий 324 000 000 руб.
б) на реализацию льгот по статье 15 ФЗ "О ветеранах" 5 514 888 000 руб

Подробный расчет представлен в приложении.







Разместил (а): Алла Ф Староверова/ (05/23/2002 в 02:58 PM)